Особняк Матильды Кшесинской

Адрес: 
ул. Куйбышева 2-4
Ближайшая станция метро: 
Горьковская
Время работы: 
пн, вт, сб, вс - с 10:00-18:00 ср, пт - с 10:00-20:00
Выходные дни: 
четверг, каждый последний понедельник месяца - санитарный день.

Особняк прима-балерины Мариинского театра Матильды Феликсовны Кшесинской построен в 1904-1906 гг. архитектором Александром Ивановичем фон Гогеном (по его проекту в Санкт-Петербурге был возведен также Музей А. Суворова в 1901-1904 гг.). Здание особняка Кшесинской привлекает свободной асимметричной композицией, строгой элегантностью, графической четкостью, разнообразием форм и богатой палитрой отделочных материалов; оно является своего рода эталоном стиля модерн. М. Кшесинская признана одной из наиболее ярких представительниц русской академической балетной школы. Ее танец отличался бравурностью, жизнерадостностью, кокетливостью, женственностью и в то же время виртуозной техникой и классической законченностью. В это время, когда она была хозяйкой особняка, в нем бывали такие замечательные деятели искусства начала ХХ века как Ф. Шаляпин, А. Павлова, С. Дягилев и др. Посещали его и великие князья Кирилл Владимирович, Константин Константинович и Андрей Владимирович Романовы. Близость М. Кшесинской к членам царской семьи заставляет ее в дни Февральской революции 1917 г. покинуть особняк (в 1920 г. Кшесинская навсегда уезжает из России). Его занимают солдаты Петроградского бронедивизиона, а затем в его помещениях разместился ряд революционных общественных организаций. Особняк становится одним из центров политической жизни революционного Петрограда. Здесь работали видные деятели партии большевиков: лидер партии В. Ленин, члены ЦК И. Сталин, Г. Зиновьев и др. В ходе июльского кризиса 1917 г. большевистские организации были принуждены покинуть особняк, и в нем разместились войска Временного правительства.

После октября 1917 г. в особняке размещался ряд государственных учреждений, а в 1937 г. особняк был передан Музею С. Кирова. В декабре 1954 г. Исполкомом Ленсовета был решен вопрос о размещении в особняке Кшесинской Государственного музея Великой Октябрьской социалистической революции, который в 1991 г. был переименован в Государственный музей политической истории России. Центральное помещение особняка - Белый зал, где балерина устраивала приемы. Зал выполнен в стиле классицизма с элементами русского ампира (вставки из искусственного мрамора, хрустальные люстры и бра, паркет и зеркала).