Корабль-музей "Полтава"

Адрес: 
пос. Лахта, ул. Береговая, 19, литера А

Ход Северной войны для дальнейшего продолжения наступательных действий настоятельно требовал от России сильного флота на Балтике, не уступающего по мощи шведскому. Понимая это, Петр Великий всеми силами старался в кратчайшие сроки усилить уже имеющуюся балтийскую эскадру современными «тяжелыми» кораблями. Помимо закупки военных кораблей за границей – в Англии, Голландии и Франции – для постройки отечественного флота были учреждены собственные верфи в Воронеже, на реке Сясь, в Олонце – на реке Свири, в Старой и Новой Ладоге и многих других местах, пригодных для строительства кораблей, а чуть позже, когда Невским территориям перестало угрожать шведское вторжение, было устроено Адмиралтейство в Петербурге.

«Полтава» стала первым полноценным линейным кораблем Балтийского флота, построенным на Адмиралтейских верфях. Выбор названия нового корабля был не случаен – в честь места, где прошло решающее сражение Северной войны, закончившееся уничтожением шведской королевской армии. Появление отечественного парусника такого класса продемонстрировало возросшее мастерство русских кораблестроителей и их способность строить мощные и современные корабли, не уступающие зарубежным образцам. Начавшееся с «Полтавы» создание сильного линейного флота означало, что Российская империя становилась настоящей морской державой и пришло время пересматривать отношения с европейскими странами. «Полтава» стала еще одним олицетворением того, что Россия прочно заняла место среди доминирующих государств Европы.

Согласно книге Ф.Ф. Веселаго «Список русских военных судов с 1668 по 1860 год» длина корабля «Полтава» по гондеку равнялась 130 английским футам 8 дюймам (39,82 м), ширина по набору корпуса без учёта обшивки равнялась 38 футам 4 ½ дюймам (11,69 м), глубина трюма (интрюма) – 15 футам 2 ½ дюймам (4,6 м). Длина корабля между штевнями составляла 34,6 м. Свесы и наделки, а также обшивка корпуса при измерении размерений корабельного корпуса не учитывались, поэтому реальные размеры корабля были намного более внушительными. Точное значение водоизмещения «Полтавы» не известно, но по различным оценкам оно составляло от 1100 до 1200 тонн. Обводы корабельного корпуса были немного острее, чем у кораблей-предшественников («Риги», «Выборга», «Пернова» и др.), построенных на Олонецкой, Новоладожской и Сясьской верфях, но тем не менее они оставались достаточно полными. Шпангоуты выше нижнего бархоута имели сильный завал внутрь, тем самым затрудняя абордаж судна противником. Толщина обшивки корпуса составляла приблизительно 5 дюймов (12,7 см).

Парусное вооружение «Полтавы» скорее всего следовало характерной для ранних кораблей петровской эпохи голландской традиции, внешне выраженной «в использовании эзельгофтов „клювообразной“ формы, огромных эксцентрично висящих блоков фалов нижних реев, треугольной латинской бизани, а также низком креплением топенантов, что приводило к заметному провисанию нижних реев». В отличие от ранних петровских кораблей, «Полтава» несла брамсели (третий ярус парусов), устанавливаемые на фок- и грот-мачтах корабля с парусным вооружением фрегата.

О якорном вооружении «Полтавы» точных сведений не сохранилось. Во всяком случае, пока документальных архивных источников не обнаружено. Однако можно с большой уверенность сказать, что на корабле были установлены «английские» якоря. Из росписи, предоставленной Крюйсом графу Апраксину «о припасах какие надлежит с Воронежа зимним путем или водою привезти», написанной 22 июня 1712 года следует: «Для кораблей Выборга, Риги, Перноу 9 якорей от 75 до 77 пуд. Для Полтавы 4 или 5 якорей от 90 или 95 пуд (≈1,5 т), для кораблей которые ныне на стапель поставляются или зачинаются строить 12 или 15 якорей от 110 до 115 пуд. Все тяжелые канаты от 14 до 20 дюймов толщиною надлежит сюда привесть ежели годны по осмотру капитана Гофта…».